Протоирей Николай Гурьянов. Старец с острова Залет.
Текст и фотография основаны на материалах, взятых с интернет-ресурсов:
http://podvizhnik.orthodoxy.ru/too.htm
http://www.zalit.ru/
Стихи,фотографии, редактировать.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://podvizhnik.orthodoxy.ru/gur.htm
Памяти протоиерея Николая Гурьянова.
< Сейчас пока еще рано говорить о той роли в жизни сегодняшней Церкви, которая отведена была Промыслом Божиим отцу Николаю, более сорока лет подвизавшемуся на острове Залит. Слишком мало для оценки его деятельности прошло времени. Но уже сейчас можно сказать со всей определенностью, что он был дан нашей Церкви в один из самых ответственных моментов Ее бытия. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2002/n8/13.shtml >
Родился он 26 мая 1910 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии в семье частного землевладельца. (По другим сведениям - 24 мая 1909 года в дер. Чудские Заходы Ремедской волости, Самолвинского прихода.) .
<Крещен в Свято-Михаило-Архангельском храме Кобылья Городищенского прихода. http://www.proza.ru/texts/2003/03/07-70.html (Раздел автобиография>
<Отец его был регентом в Михайло-Архангельском храме села Кобылье городище. С детства будущий старец прислуживал в алтаре. Самой важной встречей была встреча со священномучеником Вениамином Петроградским — Коля носил во время архиерейского богослужения его посох. И сам он потом стал пастырем, наставником очень многих людей. А Владыка тогда сказал маленькому Коле, обняв его: "Какой ты счастливый, что с Господом..." http://www.zalit.ru/5/ >
В 1926 году он окончил Гатчинское педагогическое училище, а в 1929 году получил неполное педагогическое образование в Ленинградском Покровском институте, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. Некоторое время после отчисления из вуза батюшка исполнял обязанности псаломщика в церкви поселка Ремда, а в 1929 году был репрессирован и отправлен в ссылку, которую проводил на Украине, в одной из деревень Киевской области. Здесь он был осужден вторично, вероятнее всего, за продолжение церковной деятельности. Его отправили в Ленинградскую тюрьму, а оттуда - в Сыктывкар, в исправительно-трудовой лагерь.
Выйдя из заключения в 1935 году, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в Ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Тосненский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику.
Здесь, в оккупации, он принимает сан диакона 8 февраля 1942 года в Христорождественском соборе г. Риги, а через неделю - 15 февраля, на праздник Сретения, - он был рукоположен во пресвитера в том же соборе экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским). По принятии сана священника отец Николай был отправлен для служения в Свято-Троицкий Рижский женский монастырь, где прослужил до 28 апреля 1942 года. После этого он был переведен в г. Вильнюс и определен уставщиком при Свято-Духовском мужском монастыре.
В обители батюшка принимает постриг в рясофор без перемены имени и готовится к постригу в мантию. (Сохранились фотографии этого периода, где батюшка запечатлен в клобуке и с четками, но без мантии.) Однако осуществить свое желание облечься в ангельский чин ему не удалось, и вот по какой причине. Его мантийное облачение, приготовленное для пострига, хранилось у игумении Нины (Баташовой), настоятельницы обители св. Марии Магдалины. Эта небольшая женская община находилась в десяти минутах ходьбы от Свято-Духовского монастыря. (Батюшку связывали с игуменией Ниной узы духовного родства. Он часто и регулярно ездил и в советское время в обитель и проводил там духовные беседы с сестрами.)
В одну из бомбежек города снаряд угодил прямо в корпус, где находилось приготовленное для пострига облачение батюшки. Корпус сгорел, сгорело и облачение. Отец Николай воспринял это как знак неблаговоления Божия к своему решению стать монахом и по смирению больше не дерзал предпринимать попыток постричься. В ноябре 1942 года священник Николай Гурьянов становится студентом пастырско-богословских курсов, открывшихся тогда же при Виленской семинарии. 16 июля 1943 года отец Николай получает назначение на должность настоятеля Никольской церкви села Гегобросты Поневежского благочиния Виленской епархии.
В 1949-1951 годах батюшка обучался на заочном секторе Ленинградской Духовной семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году он принимает решение перейти в Псковскую епархию, в приход на остров Талабск (Залит), на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни.
Правящий Архиерей характеризовал отца Николая как высокодуховного пастыря, ответственно и благоговейно относящегося к своим священническим обязанностям, пользующегося доверием и любовью паствы. Вот некоторые фрагменты из этой характеристики (от 15 октября 1958 г.), подписанной Архиепископом Виленским и Литовским Алексием :
"Это, без сомнения, незаурядный священник. Хотя приход его был малочислен и бедный (около 150 человек прихожан), но благоустроен так, что может быть показательным примером для многих…
В личной своей жизни — безукоризненного поведения. Это пастырь — подвижник и молитвенник. Целибат. Приходу отдавал всю свою душу, все свои силы, свои знания, все сердце и за это всегда был любим не только своими прихожанами, но и всеми, кто лишь только ближе соприкасался с этим добрым пастырем".
Вспоминает Пюхтицкая игумения Варвара: «В её бытность монахиней Виленского Свято-Духовского монастыря отец Николай как-то во время трапезы после праздничного богослужения сказал ей: «Матушка, а как вас сватать-то будут!» «Что вы батюшка такое говорите, - отвечала та, - я ведь в постриге, обет Господу дала». Но отец Николай повторил свое, как будто и не слышал возражения: «Как вас, матушка, сватать будут! Вы уж тогда не отказывайтесь». Через некоторое время Виленская монахиня стала Пюхтицкой игуменией и тогда уразумела, о каком сватовстве шла речь за праздничным столом.
Его дивная прозорливость была очевидна для всех, кто к нему обращался.
<Своими воспоминаниями о старце Николае поделилась Мария Алексеевна Пиппачук - двоюродная сестра батюшки: «Любой приезд к отцу Николаю для нашей семьи был истинным праздником. Мы потом долгое время жили воспоминаниями от общения с ним. Когда я узнала, что отец Николай является моим двоюродным братом и служит на острове Залит (Талабск - Ред.), то сразу же приехала к нему. Он тогда мне сказал: «А дом-то не стоит на двух углах?!» Я ему отвечаю: «Да, что Вы, батюшка, жилья нет, квартира маленькая, этих бы двух дочек поднять». А он свое: «Нет, не стоит на двух углах». А потом родились у нас в семье еще две девочки-двойняшки. Это было первое предсказание старца Николая о нашей семье. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2003/n03/07.shtml >
<Рассказывает Валентина Алексеевна, жительница острова Залита.
У Антонины, нашей залитской, на севере в Кандалакше жили два сына. Собралась она как-то их попроведать. Сказала об этом батюшке. Тот, как услышал, стал отговаривать: "Не езди, Антонинушка, не езди!" Два раза повторил. А она: "Я уж рыбы запасла, как же не ехать?". А батюшка опять: "Зря едешь, не езди!" Но Антонина поехала. Погостила недолго и вскоре вернулась. В городе на вокзале встретила ее родственница и на такси повезла в Толбу. Потом на лодке до острова. Сошла Антонина на берег, "Слава Богу, — говорит, — на свою земельку ступила", и тут же схватилась за сердце и упала. Доставили ее в больницу. Батюшка сразу же поспешил прийти, причастить, но поздно — умерла Антонина. "Ах, как же я тебя просил, Антонинушка, не езди туда! — сокрушался батюшка. — Не послушалась ты!" http://www.proza.ru/texts/2003/03/07-70.html >
Вспоминает иеромонах Нестор (Кумыш): «Когда я приехал к нему впервые (это было в 1985 году, когда я, как студент Педагогического института, проходил практику в школе), он с порога своего домика неожиданно спросил меня: «А ты выучил, как пишутся частицы «не» и «ни»?», давая этим мне понять, что и без моих пояснений знает меня. Потом, пригласив меня в домик, усадив за стол и поставив передо мной тарелку клубники с сахаром, он продолжил: «Значит, ты у нас филолог. А читал ли ты Достоевского?»
Вспоминает Валентина Алексеевна: «Когда батюшка приехал — на острове не было ни одного деревца. Он поедет в Почаев, привезет липы, из Киева — каштаны, в Тарту дали жасмин, откуда-то достал саженцы яблонь. Глядя на него, и мы стали около домов яблони сажать. В жару берет два ведра и бегом на озеро за водой. Нас-то всех подымет: "Идем, Валюшка, и твои яблоньки пить хотят". Все уж спешим гуськом с ведрами к озеру, а он все бегом, бегом, скорее всех. Забежит — выльет, и опять в свою череду. Все бегом, с шутками, как усидишь? Так и засадили остров. А уж кладбище-то он сам. Как батюшка приехал, так и остров изменился».
Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намека, могущего ранить или задеть его самолюбие. В какую мягкую форму облекал он свои назидания! «Ты полегче», - таким советом встретил он моего знакомого, не успевшего еще и двух слов сказать, который усвоил себе несколько суровую манеру обращения со своей супругой. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить.
Выполнение благословения, данного старцем, требовало от вопрошавшего человека самотреченности и самопожертвования, готовности идти против себя и своих хотений. И если человек находил в себе силы следовать тому, что говорил ему старец, то впоследствии, с годами, получал от этого громадную духовную пользу. Нарушение же данного благословения всегда оборачивалось для вопрошавшего тяжелыми последствиями, о которых он потом горько сожалел.
Батюшка был великий любитель простоты. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», - повторял он любимую поговорку прп. Амвросия Оптинского. Однажды он целой толпе собравшихся преподал выразительный урок простоты, не сказав при этом ни единого слова. Когда он вышел ко всем приехавшим и столпившимся вокруг его крылечка, то народ затрепетал от появления старца. Затем легкое нетерпение пробежало по собравшимся. Каждому хотелось поскорее поговорить о своем, каждый, не замечая соседа, свое считал наиболее важным и значимым. Но старец молчал. В это время мимо калитки шел местный рыбак лет пятидесяти, погруженный в свои повседневные и нехитрые думы. Батюшка вдруг позвал его по имени. Рыбак остановился, снял головной убор и пошел к отцу Николаю. Старец благословил рыбака, на лице которого засияла добродушная улыбка. После этого рыбак нахлобучил шапку на голову и направился к калитке. Эта немая сцена продолжалась не более двух минут. Но многие поняли ее смысл. Старец как бы говорил собравшимся: «Найдите простоту в отношении к самому себе, и обретете благословение».
Никто доподлинно не знает, какие подвиги нес отец Николай на острове. Он скрывал это от всех, близко никого к себе не подпускал и сам за собой ухаживал, за исключением последних десяти лет, когда уже не мог этого делать. В последнее время ему очень трудно было переносить свою немощь.
Батюшка был человеком глубочайшей веры и ни на секунду не сомневался в Божием покровительстве, распростертом над каждым верующим человеком и над всей Церковью в целом. «Все будет так, как вам надо», - часто говорил он боязливым людям, как бы говоря, что никакие обстоятельства не властны над христианином, если в нем есть подлинная, несомневающаяся вера.
Он был ровесником века и пережил все страшные катаклизмы русской и мировой истории XX столетия: октябрьскую революцию, гражданскую войну, коллективизацию, репрессии сталинского времени, вторую мировую войну, хрущевские гонения...
<Батюшка всегда много читал, призывая всех к вдумчивому, умному чтению, благословлял получать хорошее светское образование. Лучшим подарком для него всегда была книга. Но больше всего он любил духовное пение. Как приедешь к нему, он сразу начнет спрашивать, не привез ли каких-то новых духовных стихов. Тут же сядет за фисгармонию, которая стояла у него в келий, начнет подбирать то, что ему напоешь. "Ну как, правильно? Подпевай: "Какою дивной дышит силой молитва Господи помилуй..."" В любую свободную минутку батюшка садился за фисгармонию и сочинял духовные канты для простого народа. Сколько среди них вызывающих слезы, живящих душу...
Господи, помилуй,
Господи,прости,
Помоги мне, Боже,
Крест мой донести...
Я же слаб душою,
Телом тоже слаб.
Помоги мне, Боже.
Я — Твой верный раб... http://www.zalit.ru/5/ >
<В последние годы отец Николай говорил очень мало, наставления его были коротки и односложны, , — воистину, "не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела" , — главное его делание скрылось от внешнего взора во "внутреннюю келию", где и творилось великое таинство молитвы. Это стало естественным завершением всего жизненного подвига батюшки, благоухающим плодом его подвижничества, ибо, как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха... http://www.proza.ru/texts/2003/03/07-70.html >
24 августа 2002 года старец Николай завершил свою высокую, исключительную миссию и ушел от нас к вечному покою.
< Глубокое соболезнование духовным чадам почившего о Господе протоиерея Николая Гурьянова выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Уход такого человека - невосполнимая потеря не только для родных и близких, но и для всех его духовных чад, - сказал Его Святейшество. - По-человечески жаль, что в нынешней жизни более не будет возможности обратиться к отцу Николаю за советом, за духовной поддержкой». http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2002/n8/13.shtml >
<Девяносто три года - таков был батюшкин возраст. http://www.photo.orthodoxy.ru/gallery/guryanov/russian/o_nikolay.htm >
Один Бог ведает, какого неимоверного, нечеловеческого напряжения исполнена была эта жизнь, которой Он предуготовил особую роль - свидетельствовать истину о Христе людям, отлученным от Бога и Его Церкви, на самом закате XX, страшного по своим историческим событиям, столетия.
***
...Собрался однажды отец Николай в поздний зимний вечер в сильную пургу куда-то идти.
— Батюшка, в такую стужу?.. Зачем? — испугались матушки.
— Зовут, — тихо сказал старец. И, несмотря на уговоры женщин, ушел в ночную тьму.
Ветер выл лютым зверем, метель не стихала. Батюшка долго не возвращался. Бежать, искать — куда?.. Оставалось молиться, уповая на волю Божию.
Вернулся батюшка не один. Мужика замерзшего привел. Тот заблудился в пургу, стал силы терять и даже о смерти думать. Вспомнил он вдруг, как бабы в беде Николая Чудотворца вспоминают. От страха взмолился угоднику Божию, хоть и считал себя неверующим.
Отец Николай услышал...
***
...Захотели как-то послушницы одного прихода съездить к отцу Николаю. Выждали момент, когда настоятель уедет, и, не спросив разрешения, скорей на остров! Спешат, бегут по весеннему льду, торопятся: засветло хотят вернуться назад, чтоб никто ничего не заметил.
Добрались до места. Батюшка выходит на крылечко:
— Вы почему приехали сюда без благословения?! Возвращайтесь назад!
***
...Поехали несколько молодых людей к старцу за советом. Каждый хотел о своих проблемах поговорить, а один студент еще и спросить, жениться ли ему.
Принял всех старец, маслом освященным помазал, духовно наставил. И так хорошо побеседовал и благословил на обратный путь, что студент забыл про женитьбу спросить. Прощаясь, старец каждого перекрестил. А ему тихо шепнул: «Женись, женись...»
***
Из выступлений на передаче «Радонеж» от 29января 2001 года:
<О. Тихон:
- Батюшка, еще такой вопрос: к Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей - какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?
О. Николай:
- Безверие. Это страшно.
О. Тихон:
- Даже у христиан?
О. Николай:
- Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец.
(несколько позже)
О. Тихон:
- Батюшка, что бы Вы хотели сказать всем православным христианам о спасении?
О. Николай:
- Слушай, вот верующий человек, он должен что? - любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Понял? Любвеобильно. http://www.zavet.ru/inn-tihon.htm >
***
Из воспоминаний протоирея Иоанна Миронова:
<Припоминаю такой случай. Однажды я приехал к отцу Николаю. Только сели за стол, вдруг в окно стучат, милостыню просят. Батюшка им что-то подал, пригласил чайку попить. Я ему потом говорю: "Какие же это нищие — с золотыми зубами?.." А он мне ласково: "Я знаю. Это местный ксендз послал их разведать, кто ко мне приехал, о чем разговаривают..." Батюшка улыбнулся, никого не осудив. Частенько окружали его хитрые люди (до самого конца жизни), а он покорял всех простотой.
Когда я приезжал к старцу на остров, то опять, как и в Гегобрастах, был свидетелем его подвига — он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился. Батюшка меня оставлял у себя в комнатке, мы вместе вставали на правило, но я быстро уставал. Он, видя мое полусонное состояние, говорил: "Ты, Ванюша, ложись". Утром проснусь, а он снова перед иконами стоит, молится. Ложился ли отец Николай вообще — не знаю. Вряд ли сыщешь другого такого молитвенника в наше время. Сам отец Николай духовно питался от старцев всю жизнь, он не был самочинником.
Когда был молодой, часто ездил в Печоры, в Почаев, в Киев, в Прибалтику. Особо он почитал старца Гавриила Псково-Елеазаровского. И чад своих батюшка всегда (по личному опыту молодости) обязательно благословлял на паломничества к святыням: "Это все в сердце останется. В трудную минуту вспомнишь и утешишься".
У батюшки 28 лет прожила кошечка Липушка, совсем очеловечилась. Однажды ворону кто-то подбил камнем, так батюшка ее выходил, вылечил, и она стала совсем ручной. Каждое утро потом встречала батюшку, каркала, хлопала крыльями — здоровалась.
http://www.zalit.ru/5/ >
Рождественская ночь
Ныне совершилось
Чудо из чудес:
Ныне персть сроднилась
С благостью небес.
Ныне человеком
Стал Предвечный Бог
И в вертепе, в яслях,
Кроток сердцем лег.
И звездой ведомы
К свету на поклон,
Мудрецы явились
Из чужих сторон.
Смирну, ладан, злато,
Лучший дар земли,
Три волхва с востока
Богу принесли.
Ангелы нисходят
Пастырям принесть
О Младенце-Боге
Дорогую весть.
И поет на небе
Лучезарный клир:
«Слава в вышних Богу,
И на земли мир!»
Псковская область
Псковский район
Остров Талабск
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://www.zalit.ru/5/
Жизнь Старца
05.10.06 протоирей Иоанн Миронов
Отец Николай родом из-под Гдова. Родился он 24 мая 1909 года в верующей благочестивой семье. Отец его был регентом в Михайло-Архангельском храме села Кобылье городище. С детства будущий старец прислуживал в алтаре. Самой важной встречей была встреча со священномучеником Вениамином Петроградским — Коля носил во время архиерейского богослужения его посох. И сам он потом стал пастырем, наставником очень многих людей. А Владыка тогда сказал маленькому Коле, обняв его: "Какой ты счастливый, что с Господом..."
В 1928 году Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум и первый курс педагогического института в Ленинграде. Недолго учительствовал, служил псаломщиком.
Батюшка не любил рассказывать о годах гонений и испытаний. А когда я начинал рассказывать о мытарствах моей семьи, он прерывал и несколько раз потом повторял: "Не говори, Ваня, не надо. Может ли сердце это вынести?"
Теперь уже по книжкам я знаю, что отец Николай, как многие православные верующие, был арестован в конце тридцатых годов. Прошел этапы, лагеря, ссылки. Во время тяжких испытаний батюшка встретил множество подвижников, истинных светильников веры Православной, пример которых повлиял на всю его жизнь. Отец Николай сочинил духовное песнопение с названием "В тридцатые годы", которое имеет подзаголовок "Автобиография", в нем говорится о двух ссылках, о тюрьмах и лагерях. Закачивается стихотворение молитвой:
Прошу, Святая Дева,
В несении Креста,
Для славы Божьей Церкви
Спаси, спаси меня!
Слова эти пророчески сбылись — через крест служения людям отец Николай явил собой славу нашей Церкви. Начало пастырского служения отца Николая совпало с тяжелыми испытаниями нашей страны — Великой Отечественной войной. В сан диакона он был рукоположен 8 февраля 1942 года высокопреосвященейшим митрополитом Сергием (Страгородским) — будущим Патриархом. А 15 февраля того же года митрополит Сергий рукоположил его во иерея. Первым местом служения стал Свято-Троицкий монастырь в Риге. Оттуда на короткий срок отец Николай был переведен в Вильнюсский Свято-Духов монастырь. А с конца 1943 по 1958 год отец Николай был настоятелем храма Святителя Николая в селе Гегобросты Паневежского благочиния Литовской ССР.
Хотя батюшка и не принимал монашества, он всегда вел строгую, подвижническую жизнь. Я не раз бывал в его литовской пустыньке. В католическом и лютеранском окружении жилось, конечно, нелегко, но батюшка покрывал всех любовью.
Припоминаю такой случай. Однажды я приехал к отцу Николаю. Только сели за стол, вдруг в окно стучат, милостыню просят. Батюшка им что-то подал, пригласил чайку попить. Я ему потом говорю: "Какие же это нищие — с золотыми зубами?.." А он мне ласково: "Я знаю. Это местный ксендз послал их разведать, кто ко мне приехал, о чем разговаривают..." Батюшка улыбнулся, никого не осудив. Частенько окружали его хитрые люди (до самого конца жизни), а он покорял всех простотой.
Любовью и простотой своей спас батюшка от закрытия Никольский храм. Пришли к нему из НКВД решительно настроенные люди и говорят: "Поступили сведения, что вы против колхозов выступаете, паству против советской власти агитируете". Здесь нужно упомянуть, что отец Николай всегда любил все живое. У него на кухне свила гнездо ласточка, и он ее оберегал. Так вот, показал отец Николай на ласточку и отвечает: "Как я могу препятствовать такому серьезному делу, когда даже малую пташку не могу тронуть. Ваше дело — государственное, мое — духовное". И такое эти простые слова возымели действие, что ушли они успокоенные и храм не тронули.
Суровую отшельническую жизнь вел батюшка в Пустыньке почти 15 лет.
В это время он еще и заочно учился в нашей питерской семинарии и потом с любовью, приезжая в наш город, посещал родные для него стены.
В 1958 году отец Николай был переведен на служение в Псковскую епархию. Мамочка его — Екатерина Стефановна, с которой вместе он прожил всю свою жизнь, соскучилась по родным псковским местам и стала проситься на родину. В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1958 года, отец Николай служил первый раз литургию в храме, с которым будет связано почти 50 лет его жизни — храме Святителя Николая на острове Залит.
А я бывал на Залите еще до батюшкиного переезда — участвовал в одном замечательном празднике. На Петров день здесь по обыкновению шел крестный ход из Пскова со Спасо-Елеазаровской иконой (на этой иконе Спаситель изображен в митре с крестом). Икону несли до берега Псковского озера, к переправе на остров, чтобы сесть на катера. А местные жители встречали икону на своих лодках, двигаясь по озеру с хоругвями. Это было незабываемое торжество Православия!
После переезда отца Николая на остров Залит ему пришлось немало потрудиться физически. Господь даровал ему золотые руки, и он все делал сам — и крышу на храме железом покрывал, и стены красил, и полы ремонтировал, и обновлял убранство храма. Конечно, у него были и помощники (в первую очередь — мамочка), но очень многое он все равно любил делать самостоятельно.
Есть в храме Святителя Николая на Залите почитаемый чудотворный образ Божией Матери "Благодатное Небо". Празднование ему установлено в день Смоленской иконы Божией Матери — 10 августа. В тяжелые смутные времена с этой иконы была похищена серебряная риза, и отец Николай сразу, как приехал на остров, постарался одеть образ Божией Матери в подобающую порфиру. Игумения Тавифа из Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе вышила ризу Богоматери на голубом бархате. Сколько слез радости и боли сопровождали эту работу матушки-игумении, знает, наверное, только Хозяйка ризы. В 1960 году, после двухлетнего труда, риза была одета на икону. В том же году игуменья Тавифа почила от тяжелого долговременного недуга. А вышитая матушкой риза и поныне радует всех своей красотой.
Особым подвигом отца Николая было озеленение острова. Батюшка с материка привозил деревца и высаживал их. Чтобы они прижились, нужно было огромное количество воды. В день отцу Николаю приходилось носить по сто и больше ведер. Все деревца прижились, и сейчас, уже выросшие, радуют зеленой листвой.
Когда я приезжал к старцу на остров, то опять, как и в Гегобрастах, был свидетелем его подвига — он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился. Батюшка меня оставлял у себя в комнатке, мы вместе вставали на правило, но я быстро уставал. Он, видя мое полусонное состояние, говорил: "Ты, Ванюша, ложись". Утром проснусь, а он снова перед иконами стоит, молится. Ложился ли отец Николай вообще — не знаю. Вряд ли сыщешь другого такого молитвенника в наше время. Сам отец Николай духовно питался от старцев всю жизнь, он не был самочинником. Когда был молодой, часто ездил в Печоры, в Почаев, в Киев, в Прибалтику. Особо он почитал старца Гавриила Псково-Елеазаровского. И чад своих батюшка всегда (по личному опыту молодости) обязательно благословлял на паломничества к святыням: "Это все в сердце останется. В трудную минуту вспомнишь и утешишься".
Батюшка всегда много читал, призывая всех к вдумчивому, умному чтению, благословлял получать хорошее светское образование. Лучшим подарком для него всегда была книга. Но больше всего он любил духовное пение. Как приедешь к нему, он сразу начнет спрашивать, не привез ли каких-то новых духовных стихов. Тут же сядет за фисгармонию, которая стояла у него в келий, начнет подбирать то, что ему напоешь. "Ну как, правильно? Подпевай: "Какою дивной дышит силой молитва Господи помилуй..."" В любую свободную минутку батюшка садился за фисгармонию и сочинял духовные канты для простого народа. Сколько среди них вызывающих слезы, живящих душу...
Господи, помилуй,
Господи,прости,
Помоги мне, Боже,
Крест мой донести...
Я же слаб душою,
Телом тоже слаб.
Помоги мне, Боже.
Я — Твой верный раб...
Народ начал посещать остров Залит, паломничать к батюшке Николаю как к старцу с начала 70-х годов. Люди стали узнавать о батюшке и потянулись к нему: ведь пообщавшись с ним, нельзя было его не полюбить. Он всего себя отдавал Богу и людям. Духовными чадами батюшки стали многие священники, монахи и миряне, а так же игумены и игуменьи многих древних и вновь открывшихся монастырей. Все они жили под покровом молитв старца.
Это чувство многих и многих духовных чад Старца прекрасно выразил отец Роман (Матюшин), которого батюшка очень любил и знаю, что даже просил защищать от нападок на него.
Скажи, отец, как мне спасаться,
Какой дорогою пойти?
— От юных лет не пресмыкаться,
Не лукомудрствовать в пути.
Не закопти икону Божью,
Стараясь не отстать от всех,
Гордыней, мелочностью, ложью, —
Все это — непотребный грех.
Не терпит Правда мельтешенья,
Ей любо, что не любо нам.
Она в изгнании, в поношении
У тех, кто тянется к чинам.
О, разве званье — добродетель?
Кто посохом Врата открыл?
Любовь всегда враждою метит
Того, кто много возлюбил.
Не тлей, гори, пока есть силы,
Гори, пока душа чиста,
И до неведомой могилы
Взирай на одного Христа.
О батюшке точнее не скажешь: он всегда "взирал на одного Христа". И потому "не может укрыться светильник под спудом". Не хотел он этой славы от людей, но Господь не оставил его сокровенным. Добродушный, любвеобильный, ласковый батюшка покорял сердца людей. Да и всю тварь земную он нежно любил. Двор скромного батюшкиного домика-келии был словно иллюстрацией к первым главам Книги Бытия: каштаны, кипарисы и другие деревья, множество голубей на ветвях и крыше сидят плотно, как куры на насесте. Тут же воробьи и прочие мелкие пташки. А рядом с курами мирно прогуливаются кошки и собачка. И всех батюшка старался приголубить, угостить.
У батюшки 28 лет прожила кошечка Липушка, совсем очеловечилась. Однажды ворону кто-то подбил камнем, так батюшка ее выходил, вылечил, и она стала совсем ручной. Каждое утро потом встречала батюшку, каркала, хлопала крыльями — здоровалась. И все кругом — и деревца, и цветы — все на острове жило батюшкиной заботой. Пчелки, мошки, жучки — все ему было не чужим. Комара даже не обидит. Помню, как-то хотел с него комарика согнать, а он не дал: "Пусть лишнюю кровь попьет". Все творение было батюшке по сердцу. Он всегда внимательно смотрел, чтобы ни цветок, не деревце не повредили. Один батюшка рассказывал, как он сломал одну веточку в саду старца на память, так он заметил, пальчиком погрозил и сказал ему: "Поставь дома в воду, чтобы корни пустила, а потом в землю посади, чтобы выросло дерево".
К батюшке особенно тянулись чистые детские души. Но и пьяницы местные и вообще все население острова мирно уживалось со старцем. Бывало, выйдет он навстречу какому-нибудь местному бедолаге: "Ну-ка, роднуля, что у тебя в сумочке-то затаилось? Голубчик, роднуша, надо бросать это. Семье-то как тяжело. Дай сюда бутылочку-то..." Возьмет, и о камень ее... А пьяница и не ругается, домой идет — и вот вечер мирно в семье-то проходит.
Батюшка всех покорял лаской. Так ее людям сейчас не хватает! Даже взрослые люди хотят, чтобы их приголубили, теплое словечко сказали. А он, дорогой наш батюшка, для каждого находил такое слово. Любви у него на всех хватало. Каждой измученной душе находил он слово утешения. Про старца можно сказать: "Любовью Христовой уязвися, преподобне", — любовь батюшки была равноангельская, преподобническая. Он покрывал своей любовью наше недостоинство. И сейчас покрывает.
А я особенно благодарен батюшке за то, что он принимал меня и в последние годы свои, когда доступ к нему был ограничен. Он даже один раз специально вызвал меня на остров. А связь была постоянная — и через доктора, его лечившего, Владимира Андреевича, и через других паломников. Батюшка меня уже на смертном одре своем — и то утешил и ободрил. Я очень долго болел, из больницы в больницу переходил, а болячка все не проходила. А он сказал: "Передайте ему, пройдет его ножка. Будет еще служить". И вот, слава Богу, так и стало — и я опять в храме Божием: и служу, и исповедую, и венчаю, и беседую с людьми.
А батюшка Николай за всех нас теперь особенно молится перед престолом Божиим, и его молитвами мы живы.
Вечная ему память, вечная память, вечная память!
Из воспоминаний протоирея Иоанна Миронова
(Отца Иоанна связывала со старцем Николаем полувековая духовная дружба)
http://www.ihtus.ru/sm18.shtml
* * *
Глубокое соболезнование духовным чадам почившего о Господе протоиерея Николая Гурьянова выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
31 августа 2002 года в беседе с журналистами в аэропорту Костромы Предстоятель Русской Православной Церкви назвал скончавшегося пастыря одним из столпов русского старчества. Его Святейшество отметил, что протоиерей Николай Гурьянов имел не только огромный жизненный опыт, но и неистощимую любовь к людям. Несмотря на свой преклонный возраст, отец Николай старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, духовно укрепить скорбящих. Весть о его кончине быстро разнеслась по всей России, и во многих храмах стали возносить молитвы о упокоении души новопреставленного раба Божия протоиерея Николая.
"Уход такого человека - невосполнимая потеря не только для родных и близких, но и для всех его духовных чад, - сказал Предстоятель. - По-человечески жаль, что в нынешней жизни более не будет возможности обратиться к отцу Николаю за советом, за духовной поддержкой".
* * *
"Псковская земля осиротела. На 93 году жизни скончался митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. Много десятилетий отец Николай утешал страждущих, помогал заблудшим, наставлял вопрошающих. Его подвиг старчества охранял веру православную и землю Псковскую. Остров Залита, где жил старец, был одним из мировых центров паломничества православных верующих. Упокоение старца пришлось на дни Успенского поста. И есть в этом успении для всех нас знак, который пока не расшифрован. Бессмертная же душа старца, как душа праведника, мы будем верить, отныне пребывает в Царствии Небесном. А мы же молимся за нее с верой, надеждой и любовью".
(Из соболезнования губернатора Псковской области Евгения Михайлова по поводу кончины о.Николая Гурьянова)
http://www.foru.ru/slovo.1141.1.html
Совсем недавно, 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец - митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.
Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них - дары прозорливости, исцеления, чудотворений.
Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи старца.
Из воспоминаний Священника Михаила Малеева:
"Однажды, мы предприняли путешествие на остров Залит
к отцу Николаю Гурьянову. На старом проржавевшем рыбацком катере поплыли мы по Псковскому озеру...
Издали остров кажется заросшим деревьями. Многие из деревьев батюшка
посадил сам, своими руками, когда в 1958 году перебрался сюда из Литвы.
Приходилось возить их с материка, а потом долго поливать, чтобы прижились...
Можно представить, как было трудно каждый день носить до ста вёдер воды по косогорам. Зато теперь деревья плотной кроной мягко укрывают маленький домик отца Николая.
Сколько за эти годы перебывало здесь православных людей со всех городов и всей нашей страны, объединённых одним: любовью к Богу и его Церкви православной...
Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские в с. Петербургской епархии в благочестивой семье Гурьяновых.
Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам его семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора, старший брат Михаил был профессором v преподавал в Сант- Петербургской консерватории.
Было ещё два младших брата, но они погибли на войне.
С детства отец Николая прислуживал в алтаре.
Однажды их храм посетил будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Отец Николай рассказывал так: "Владыка служил, а я посох ему подавал, потом говорили мне: "Какой ты счастливый, что с Господом..."
В 1928 году отец Николай окончил педагогический техникум, потом недолго учился в педагогическом институте.
В конце тридцатых годов он был арестован, прошёл этапы, лагеря, ссылки.
Во время тяжких событий батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры.
Тогда-то он и дал обед, что станет священником.
В те годы побывал он у прозорливого иеросхимонаха Симеона Печерского.
Тот ему три раза сказал: "Толабс, Толабс, Толабс".
Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда.
8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, 15 февраля - в иерея.
С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР.
В 1958году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения.
Здесь он станет тем, кем мы его знаем, - батюшка Николай, старец с острова Залит...
Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу.
"Помоги вам Господи", - часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни.
Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: "Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся".
Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно:
"Себя не знаем, нос не задираем".
"В священнической семье главное - благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное".
На прощание старец дал нам завет:
"Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы".
В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей.
Высказывания старца:
Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: "Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки".
А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей?
Старец Николай ответил:
- Безверие! Это страшно.
- Даже у христиан?
- Да, даже, у православных христиан.
Старец Николай призывал верующий любвеобильно относиться ко всему, что их окружает.
Старец любил церковное пение, сам сложил немало духовных песен и гимнов, такие, как "Похвала Богоматери", "Молитва Ангелу - Хранителю", "Спаситель, согрей мою душу", "Братский гимн".
"Прошёл мой век, как день вчерашний. Как день промчалась жизнь моя. И двери смерти страшно тяжки, уж недалёки от меня. Меня грешного помяните, отхожу от вас не навек, ещё увидимся".
Старец Николай
Духовные дети старца свидетельствуют об исполнении многочисленных изреченных им пророчеств.
По свидетельству очевидцев, недавно дома у одной благочестивой женщины замироточила фотография старца.
Вечная память "всероссийскому батюшке" - старцу Николаю!
http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2003/n03/07.shtml
ВЕЧЕР ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА
26 февраля в С.-Петербурге в кинотеатре «Спутник» при поддержке петербургского подворья Антониево-Сийского монастыря состоялся вечер памяти протоиерея Николая Гурьянова (1910 - 2002). В ходе вечера состоялась премьера документального фильма «Свете тихий», рассказывающего о последних годах жизни старца. Творческая группа, работавшая над созданием фильма, рассказала о тех случаях, когда батюшка Николай зримо и воочию помогал им при создании фильма.
Своими воспоминаниями о старце Николае поделилась Мария Алексеевна Пиппачук - двоюродная сестра батюшки: «Любой приезд к отцу Николаю для нашей семьи был истинным праздником. Мы потом долгое время жили воспоминаниями от общения с ним. Когда я узнала, что отец Николай является моим двоюродным братом и служит на острове Залит (Талабск - Ред.), то сразу же приехала к нему. Он тогда мне сказал: «А дом-то не стоит на двух углах?!» Я ему отвечаю: «Да, что Вы, батюшка, жилья нет, квартира маленькая, этих бы двух дочек поднять». А он свое: «Нет, не стоит на двух углах». А потом родились у нас в семье еще две девочки-двойняшки. Это было первое предсказание старца Николая о нашей семье.
На вечере памяти также выступили Владимир Михайлов - председатель Санкт-Петербургского клуба «Бодрствование», капитан первого ранга Александр Бадьянов, Василий Стамов - главный редактор «Православного радио С.-Петербурга» и другие лица. Все они поделились тем сокровенным, что произошло в их жизни после встречи со старцем Николаем. Вечер закончился совместным исполнением песни-молитвы Божией Матери «Мы перед образом Твоим...».
http://www.voskres.ru/podvizhniki/onickolay.htm
http://www.zavet.ru/inn-tihon.htm
http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2002/n8/13.shtml
http://www.proza.ru/texts/2003/03/07-70.html
http://monar.ru/galereia/taxonomy/term/35 (фото)
http://www.bogistina.info/stichi/gurianov/index.shtml стихи
http://photolens.ru/photos.php?album=2351&photo=50554&page=3 Фотографии места
http://www.photo.orthodoxy.ru/gallery/guryanov/russian/o_nikolay.htm
http://www.pravpiter.ru/pver/n018/ta009.htm высказывания
http://www.pravpiter.ru/pspb/n139/ta008.htm
четверг, 12 июня 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий